Пятница, 29.03.2024
Строительство устройств отопления
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2018 » Июнь » 26 » У Эрдогана руки по локоть в... нефти
16:18
У Эрдогана руки по локоть в... нефти
Турция занервничала, когда наши ВКС начали бомбить нефтяные караваны ИГ, заявил МИД России. И немудрено, ведь цена вопроса, от которого прямо зависит Турция, – сотни миллионов долларов. Где добывается пиратское черное золото ИГИЛ, как оно перевозится и по какой цене его продает своим клиентам самая опасная террористическая организация мира?

Турция начала «нервничать» после того, как ВКС России начали бомбить в Сирии караваны террористов с украденной нефтью, заявил в пятницу глава МИД Сергей Лавров.

«Конечно, это вряд ли является простым совпадением, что после этого наши турецкие соседи начали вести себя весьма и весьма нервно, мягко говоря», – отметил Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров с главой МИД Сирии Валидом Муаллемом. 
Ранее в тот же день министр информации Сирии Омран Аз-Зоуби заявил, что российский бомбардировщик Су-24 был сбит турецкими ВВС из-за интересов компании сына президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана, которой поставлялась нефть от группировки «Исламское государство».

Накануне президент России Владимир Путин заявил, что ему «с трудом верится» в незнание Анкары о нелегальных поставках нефти в Турцию из Сирии от террористов. Также Путин заявил, что «Россия давно фиксировала, что на территории Турции есть много нефти с месторождений, подконтрольных ИГ». В тот же день вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что доходы от поставок нефти из контролируемых боевиками ИГ районов Сирии в Турцию скапливаются на счетах тех, кто ответственен за уничтожение российского Су-24.

В среду председатель российского правительства Дмитрий Медведев, комментируя инцидент с Су-24, заявил об имеющихся у Москвы данных о прямом финансовом интересе ряда чиновников Турции в закупке нефтепродуктов у ИГ.

Как же фукнционирует эта нефтяная контрабанда? 


Черные кладовые «халифата»

По сведениям западных источников, большая часть сирийской нефти ИГИЛ добывается на месторождениях в провинции Дейр эз-Зор на востоке страны. Именно в этой провинции, в относительной близости к границе Ирака, находится скважина аль-Омар, дающая до 15 тыс. баррелей ежедневно, по данным сирийской правительственной газеты Al Watan. Примечательно, что рабочий коллектив данного объекта после прихода ИГИЛ остался в целом прежним.

Помимо уже упомянутого месторождения аль-Омар у боевиков в провинции Дейр аз-Зор есть и другие. Месторождение аль-Танак, находящееся на востоке провинции, может посоперничать с аль-Омар, по разным оценкам, здесь может добываться до 17 тыс. баррель в день. Нефть здесь можно купить за 40 долларов за баррель.

Месторождение объемом примерно в 600 тысяч баррелей в день аль-Таим находиться чуть западнее, ближе к важнейшему логистическому объекту ИГИЛ – дороге, соединяющий юго-восток Сирии и юг Турции (дорога также идет на север Ирака). К этим же нефтяным полям относится месторождение аль-Харата объемом в 1000 баррелей в день.

Всего, по данным The Guardian, на территориях Сирии, контролируемых «халифатом», находится шесть крупных нефтяных месторождений.


45 долларов в базарный день

Лондонская The Financial Times, оценивая оборот нефтяной торговли ИГИЛ, полагает, что она составляет примерно 34 тыс. - 40 тыс. баррелей в день. Один баррель продается по цене от 20 до 45 долларов, отмечает издание. Судя по данным Associated Press, опубликованным 23 октября, ИГИЛ ежемесячно получает по 50 млн долларов от продажи нефти с месторождений, находящихся под ее контролем.

На турецко-сирийской границе, к северу от района крупнейшего сирийского города Алеппо на подконтрольных боевикам территориях находится по разным оценкам до трех крупных «нефтяных рынка». Сообщается, что именно здесь происходит окончательная покупка и продажа нефти. Контрабандные пути игиловской нефти в Турцию проходят севернее и западнее Алеппо – именно по этим дорогам черное золото на нефтевозах попадает в Турцию.

Под контролем ИГ по-прежнему остается участок граничащей с Турцией территории между городами Дабик и Джарабулус. Колонны нефтевозов до недавнего времени шли из Сирии практически непрерывным потоком с юго-востока на северо-запад – что подтверждают и российские данные, упомянутые президентом Владимиром Путиным на встрече с Франсуа Олландом.


«Турки дали свободный проход»

Американский журнал Newsweek еще в середине 2014 года опубликовал интервью с бывшим боевиком ИГИЛ, который в открытую признался, что «мы («моджахеды» ИГИЛ) рассматриваем Турцию в качестве главного союзника». «Турки нам дали свободный проход через свою границу и прямо заявили, что пока тут «царствует» Турция, у вас не будет никаких проблем», - сказал в интервью изданию бывший член ИГИЛ. О том, что «основной поток нефти ИГИЛ идет в сторону Турции», писала, со ссылкой на собственные источники, и британская The Guardian.

Летом прошлого года депутат парламента Турции от оппозиционной Народно-республиканской партии Али Эдибоглу заявил стамбульскому изданию Taraf: «Нефть на сумму 800 миллионов долларов, которую ИГИЛ получила в регионах, которые группа оккупировала в этом (2014) году, продается в Турции». Отметим, что депутат был избран от провинции Хатай, которая вдается в сирийскую территорию. На границе с этой провинцией и был сбит российский Су-24.

По словам Эдибоглу, сторонники ИГИЛ «проложили трубы от деревень рядом с турецкой границей в Хатай». «Такие же трубы есть также (в приграничных районах турецких провинций) Килис, Урфа и Газиантеп. Они перекачивают нефть в Турцию и умело переводят ее в наличные деньги. Они берут нефть с НПЗ по нулевой стоимости. Используя примитивные средства, они очищают нефть в районах, близких к турецкой границе, а затем продают ее через Турцию». «Это приносит доход в 800 миллионов долларов», - вновь подчеркнул депутат.

Иранский телеканал Press TV в одной из недавних публикаций на своем сайте со ссылкой на западных экспертов, что турецко-саудовский союз, так или иначе, поддерживает ИГИЛ и активно участвует в нефтяном бизнесе этой террористической организации. Примечательно, что саудовская пресса, находящаяся под жестким государственным контролем, практически ничего не писала о совместном нефтяном бизнесе Турции и «Исламского государства».


Семейный бизнес?

Оппоненты президента Эрдогана распространяют – в том числе в СМИ – версию, согласно которой в нефтяном бизнесе с ИГ прямо заинтересовано ближайшее окружение главы государства. Называется имя 34-летнего Билала Эрдогана – третьего сына президента. Билал - крупный бизнесмен, получивший образование в США (вернулся в Турцию лишь в 2006 году), сейчас он, помимо прочего, является совладельцем крупной судоходной компании BMZ Ltd.

Зампредседателя Народно-республиканской партии Турции Гюрсель Текин в одном из недавних интервью утверждал, что BMZ Ltd, во-первых, ведет дела с ИГИЛ, а во-вторых является семейным бизнесом Эрдоганов.

Текин утверждал, что в Бейруте и турецком порту Джейхан у судоходных компаний Билала Эрдогана в портах Бейрута и Джейхана есть особые причалы, куда танкерами доставляется контрабандная нефть. Последнее утверждение, впрочем, вызывает особые сомнения, учитывая то, что побережье Сирии, от ливанской до турецкой границы контролирует правительственная армия – а с правительством Асада Эрдоган и его окружение никаких дел не имеют.


Свободная охота

Источники в восточных провинциях Сирии отмечают: после того, как 30 сентября началась операция российских ВКС, боевики вынужденно диверсифицируют логистику. Увеличивается количество веток экспорта нефти, идущих на север, в Турцию. Снижается интенсивность, турецкий покупатель (на той стороне сирийско-турецкой границы) вынужден ждать дольше и получать меньше черного золота. Это резко снижает объемы, а значит - и прибыль. Одним словом, полагает источник, после того как Россия начала операцию против ИГИЛ и других террористических организаций, турецко-игиловский бизнес оказался в кризисе.

Напомним, что изначально российские ВКС наносили авиудары по объектам военной инфраструктуры и собственно по боевикам. 13 ноября был удар впервые нанесен по нефтевозам ИГИЛ с сырой нефтью – это произошло в уже упомянутой провинции Дэйр-эз-Зор.

18 ноября начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Андрей Картаполов сообщил, что только за предшествующие дни российская авиагруппа уничтожила 500 бензовозов, которые использовались ИГ для вывоза нефти из Сирии – правда, в данном случае имелся в виду иракский маршрут. «Сегодня принято решение, в соответствии с которым российские боевые самолеты вылетели на так называемую свободную охоту», - сообщил Картаполов.


«Куда делась нефть?»

По сведениям на довоенный 2010 год, Сирия добывала 368 тыс. баррелей нефти в сутки, при доказанных запасах в 2,5 млрд баррелей. Это данные US Energy Information Administration (EIA), независимого агентства в составе федеральной статистической системы США. «Черное топливо» вывозилось через порты Банияс, Тартус и Латакия. В нефтедобыче участвовали такие «киты» как Shell Oil и Total, а также российская «Татнефть».

«До начала войны в Сирии добывалось порядка 350 тыс. баррелей в сутки (в 2010 – 386 тыс., в 2011 – 333 тыс.), а в прошлом, 2014 году это уже было порядка 40 тыс. баррелей в сутки (на территории, контролируемой правительством), - говорит замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. - Куда делось остальное?».

Часть людей, которые работали на месторождениях, бежали, «часть были убиты, где-то что-то разрушено», однако если нефтедобыча на месторождениях на всей территории страны упала, то явно не в разы, отмечает собеседник. «Но здесь другое интересно: Исламское государство - это и Ирак, и Сирия. Кроме того, если мы посмотрим шире, то вдруг обнаружится, что и в Ливии есть люди, которые присягнули Исламскому государству и устроили там свой филиал, и в Нигерии есть такой филиал притом, что Нигерия – один из крупных центров нефтедобычи Африки и мира. Можно предположить, что месторождения, принадлежащие Исламскому государству, есть и там», - отмечает Фролов.

Но даже если говорить только о территориях Ирака и Сирии, контролируемых ИГ то западные источники дают скромные объемы добычи – примерно 140 тыс. баррелей в день, отмечает собеседник. «Внимание, вопрос: куда делось остальное? Я полагаю, что добывается больше нефти», - сказал он.


«Маленькие заводики», сделанные в Турции

По словам Фролова, есть сведения, что на территории так называемого Исламского государства действуют небольшие нефтеперерабатывающие производства. «Откуда взялись эти мини-НПЗ? Оттуда же, откуда берут небольшие НПЗ на других территориях – их, скорее всего, завезли через Турцию».

Те компании, которые перерабатывают нефть в Иракском Курдистане – официальные компании, подчиняющиеся местному легитимному руководству – закупали все это у Турции и через Турцию, напоминает эксперт. А учитывая общность границы и одинаковые проблемы в плане доставки оборудования как у Исламского государства, так и у иракского Курдистана, можно сделать смелое, но верное предположение, что эти НПЗ шли через Турцию.


Неприхотливое топливо войны

«Нефть, подвергнутая примитивной переработке, можно использовать даже в военной технике, она не очень прихотлива,- отмечает Фролов. - Или вы можете в виде прямогонного бензина продать это некоему трейдеру, он перевозит это на территорию Турции, там это уже обеляется, то есть это покупает некое официальное, более понятное мировому сообществу лицо и перепродает».

Другой вариант - не через Турцию, «есть и другие варианты, но Турции ближе всего, у нее есть выход к морю, и она является самым логичным маршрутом». «Тем более, что о поддержке Турцией боевиков говорилось очень давно, с начала этого конфликта это ни для кого не было секретом», - отметил эксперт.

По минимальным оценкам, в этом бизнесе крутятся несколько сотен миллионов долларов ежемесячно, рассказал Фролов. «А если мы учтем, что часть нефти продается в виде продуктов переработки, то объем денежной массы повышается: вы слили мазут, остаток, и перепродали нефть покупателям, которые уже что-то с ней делают, - полагает эксперт. - И, скорее всего, они ее везут дальше».


«Белый» продукт для Европы

«Основные нефтеперерабатывающие мощности расположены не в Турции, - поясняет эксперт. - В Европе они расположены. У них как раз сейчас недозагрузка. У них избыток перерабатывающих мощностей в последние несколько лет, не по всем товарным позициям, но в целом свободные мощности есть. Понятно, что проще к ним вести, у них хорошая переработка, а главное – продукт будет «белый». Если бы Турция вдруг неожиданно вышла бы и сказала: «Эй, мир, покупай наш бензин, наше дизельное топливо» - «А откуда вы его взяли?» - «Давайте это для вас будет сюрпризом», - то ее бы не поняли».

Есть разные пути доставки нефти с территории Сирии в Турцию: и колонны грузовиков, и люди, которые перетаскивают нефть едва ли не пешком. «Если бы можно было бы прокинуть мощную трубу, они бы это сделали. Но эта задача сложнее, и такую трубу тяжелее восстанавливать. Прокладывают небольшие нефтепроводы из Сирии в Турцию, чтобы она просто пересекла границу. Здесь взорвали, там проложили», - отмечает Фролов.


«Это нельзя было отследить?»

Поэтому, замечает Фролов, - нужно просто не выпускать нефть с месторождений и не пускать дальше к нефтепроводам. «Это уже к вопросу о деятельности наших спецслужб и наших военных, а в первую очередь – тех спецслужб и военных, которые борются там с Исламским государством уже много времени, - подчеркивает эксперт. - Они объясняли, почему они не бомбят месторождения: это оставило бы без средств к существованию миллионы местных жителей, когда Исламское государство уйдет».

Но, продолжает собеседник, «есть дроны, есть спутники, а если у вас есть колонна автоцистерн, ее можно отследить». «А трубопровод где-то начинается, те же самые цистерны, допустим (если с них сливают, чтобы дальше гнать по трубе), должны куда-то подъезжать, - отмечает Фролов. - В какой-то точке они останавливаются, ритм их движения изменяется. Это нельзя было отследить год назад, два года назад? Сейчас в том числе наши западные коллеги начали обвинять Турцию, что она наживается. Хочется спросить: друзья, а вы не знали, как это все выглядит, не знали, что нефть куда-то идет, кто эту нефть потом покупает? Зайдите на сайты, которые показывают местоположение тех или иных судов и посмотрите, почему, например, судно для перевозки нефтепродуктов с украинской пропиской подходит к территории, которая контролируется боевиками? Оно подошло изучить красоты местные?».

Или, задается вопросом Фролов, «его только на сайте видно, а когда дроны летают, разведка работает – судна нет». «Это значит, что коллеги Турции прекрасно обо всем знали, их это устраивало. Почему их перестало устраивать сейчас? С чего это они вдруг? Это немного другой разговор и, честно говоря, долгий», - заключил Фролов.
Просмотров: 355 | Добавил: riysaepros1984 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz